Чудь
ДОМ ПОРОСЁНКОВЫХ
Среди старинных домов в Чуди есть один, выделяющийся на общем фоне построек, дошедших до наших дней. Речь идёт о единственном кирпичном жилом доме, который расположен на центральной улице села – недалеко от храма.
В Чуди говорят, что это поповский дом. Но священники так не жили. Были скромнее и неприхотливее. Такое строительство характерно для человека, занимавшегося торговлей. Из кирпича возводился первый этаж, чтобы ценный товар уцелел в случае пожара. Здесь же находилась и торговая лавка. При этом семья владельца жила на втором этаже, построенном из дерева.
По словам сегодняшних обитателей дома, с которыми нам удалось пообщаться в ходе специальной экспедиции в Чудь, до пожара так и было.
– Второй этаж здесь был тоже деревянным, – уточняет Анатолий Ковалёв, приезжающий сюда со своей семьей жить на лето. – А дом этот построил мой прадед Степан Поросёнков. Но я помню только деда Якова Степановича Поросёнкова. Он похоронен здесь – на местном кладбище.
- Предки-то из зажиточных были! В Чуди они капусту любили выращивать. Но у них и своя ночлежка в Муроме была. И остров на Оке, что у Чудской Воложки, прадеду Степану принадлежал.
В самом доме лавка торговая была, а рядом – керосиновая. И ещё палатки каменные, куда во время пожара все ценные вещи прятали. Дом и палатки, кстати, из кирпича местного завода построены. Видите, он такой немного пережжённый.
Это особенность чудского завода – знак отличия такой. Судя по всему, ни Степан Поросёнков, ни его сын Яков не были священниками. Зачем попам торговая лавка?
У них все дела – в храме. Но почему этот дом до сих пор называют поповским? Попробуем разобраться.
Во-первых, дом Поросёнковых был построен на церковной земле. На самом деле, территорию эту можно высчитать. Из «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» известно, что при церкви в Чуди было чуть больше 43 десятин земли
(1 десятина = 1,09 га). Из них почти 28 десятин – это пахотная земля,
1 десятина – усадебная, 3 – луговая, почти 9 – неудобная и поросшая тальником, 1 – под бичевником (по берегу Оки) и 1 десятину занимало озеро. Его в Чуди также называли Поповским.
Дома причта (священника и псаломщика) располагались на усадебной церковной земле, т.е. на 1 десятине – рядом с храмом.
Во-вторых, дом Поросёнковых мог быть построен на месте или вместо одного из деревянных домов причта, а его владелец мог быть близок к церкви или быть родственником священнослужителей. О набожности Степана Поросёнкова и его супруги можно судить по имени, которое они дал своему сыну, – Яков. Это библейское имя («человек кроткий, живущий в шатрах», Бытие, 25: 27). В то же время оно созвучно с названием одного из сёл Муромского Заочья – Яковцево: Яков – Яковцево.
Интересно, что Яковцево (сейчас на территории Вачского района Нижегородской области) в XVIII веке принадлежало знаменитому уральскому промышленнику Никите Акинфиевичу Демидову (1724 – 1789).
Демидовы славились тем, что добираясь из Тулы на Урал и обратно по Оке, Волге и Каме, скупали приглянувшиеся им земли. К слову, дом Поросёнковых очень похож на жилые строения демидовских вотчин. Возможно, человек, возвёдший этот кирпичный дом в Чуди, или его предки были уроженцами одной из них.
В Государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области есть фотография этого единственного кирпичного жилого дома в Чуди. На карточке, дающей описание снимку, фигурирует год постройки дома – 1885. Каменный храм в Чуди был возведен позднее – с 1908 по 1912 годы. Возможно, благодарю Поросёнкову (или при его активном участии) в Чуди и была построена церковь из кирпича.
Других каменных построек в селе просто-напросто нет (кроме палаток хозяйственного назначения). Местные жители говорят, что после закрытия храма в советские годы церковная утварь, включая уцелевшие иконы, находилась именно в доме Поросёнковых.
Хранить у себя такие предметы в те годы было опасно для жизни. Делали это, как правило, очень набожные люди, принимавшие участие в строительстве храма и много жертвовавшие.
Более того, Степан Поросёнков пострадал за веру. За то, что он согласился подвезти попа от Ефремова до Мурома, его арестовали, и в Чудь он больше не вернулся. Сведений о том, как Поросёнков закончил свои дни, где и когда похоронен, у потомков, живущих сейчас в его доме, нет. Зато есть семейное предание, о котором участниками экспедиции рассказала двоюродная сестра Анатолия Ковалёва
– 82-летняя Валентина.
"У Степана Поросёнкова была сестра, которую наша собеседница называет няней.
– Няня была обижена на прадеда за то, что он поселил её в нежилое помещение – на первом этаже, рядом с торговой лавкой. Будто бы на продажу выставил. Узнав о том, что брат её Степан повёз попа в Муром, она сообщила об этом куда следует. И прадеда сразу арестовали, а она поселилась этажом выше. Вот где она жила, смотрите, сейчас здесь окна.
Местные жители, с которыми нам удалось пообщаться в ходе экспедиции в Чудь, рассказывают, что именно в этом доме хранились иконы из местного храма после его закрытия.
В то время, когда НКВДшники под дулом пистолета заставляли верующих «прокалывать» ликам глаза и руки, Поросёнковым удалось спасти престольную икону Успения Пресвятой Богородицы и передать её в соседнее село Дедово, где беспрерывно действовала Спасская церковь. В Чуди в некоторых домах еще сохранились иконы с выколотыми глазами или лицами.
Говорят, что потом эту икону передали в Саров. Но чтобы узнать о её судьбе, будем предпринимать настоящее расследование. Но это уже совсем другая история.
Кстати, мы обнаружили что фамилия "Ковалев", заботливо выцарапана на одном из откосов внутри Чудской церкви. История рода обязывает быть рядом со всеми ценностями до конца?
Галина ФИЛИМОНОВА, Руслан ФИЛАТОВ.
В настоящей публикации использованы фотографии участников проекта «Чудь:
специальная экспедиция», а также материалы Государственного архива аудиовизуальной
документации Нижегородской области и Муромского архива.
|
Нет изображений
Узнай, кто в окне?
Сейчас на сайте:
Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
|