Чудская Церквь 70-е

Великие следы Чудских Каменских.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Великие следы Чудских Каменских: Пермский иконостас

     В дореволюционном издании «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», опубликованном в 1897 году в губернском городе Владимире, есть отдельная глава, посвященная Чуди – «Чудскiй приходъ». В ней рассказывается, что «в 1750 году на средства бывшего тогда в селе Чуди помещика «дворцовой канцелярии комиссара» Романа Стефановича Каменского построена была новая деревянная церковь».

    

     «Престол в ней один в честь Успения Пресвятой Богородицы. Утварью, ризнецей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы указывает на то, что Роман Каменский возвёл в Чуди не просто храм, а усыпальницу. С 1870 по 1890 годы он «по бедности прихода» был приписан к селу Монакову. Это говорит о том, что к этому времени храмоздатель не имел к культовому объекту никакого отношения, хотя в 1886 году храм был отремонтирован: снаружи его обшили новым тесом, а изнутри оштукатурили. Более того, среди владельцев Чуди, чьи фамилии фигурируют в архивных документах, Каменских нет уже с середины XVIII века.

     Возможно, что Роман Стефанович Каменский (или кто-то из его близких) скончался и был похоронен в Чуди, а его потомки отправились на поиски лучшей жизни в другие места. В те годы многие следовали примеру знаменитых заводчиков Демидовых, которые искали и находили руду на Урале и перемещались по Оке, далее – по Волге на Каму. Среди уральских заводчиков, приплывших с Оки, были и Каменские, продолжившие традицию строительства церквей-усыпальниц. Об одном из таких храмов можно узнать в Нижегородском государственном художественном музее, где до 17 декабря 2017 года экспонируется Пермский иконостас, созданный по проекту знаменитого художника Николая Константиновича Рериха.

     

     Этот иконостас был создан Рерихом в начале XX века для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов и меценатов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми. Николай Рерих создал эскизы тринадцати икон, однако в их росписи и убранстве принимал участие и московский художник Сергей Иванович Вашков (1879 – 1914), который «одел» все написанные Н.К. Рерихом иконы басмой, и ещё некоторые неизвестные художники-исполнители.

     Пермский иконостас одноярусный – как в ранних храмах Византии и Древней Руси, например в Софии Киевской. Иконостас включает тринадцать отдельных икон: «Предстоящие» (две иконы), «Архангелы» (две иконы) (икона «Архангел Гавриил» хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств), «Праздники», «Спас Нерукотворный», «Великомученицы» (две иконы), «Евангелисты» (две иконы), «Благовещение» (две иконы) и «Тайная вечеря». Последние семь икон помещены на Царских вратах с надвратной сенью и столбиками. В центре иконостаса расположены Царские врата с надвратной сенью, справа – образ Спаса Нерукотворного, слева - храмовая икона Казанской Божией Матери, созданная в конце XVIII - начале XIX века, на раме которой Рерихом написаны Богородичные Праздники, включая Успение Пресвятой Богородицы.

     

     Работая над Пермским иконостасом, знаменитый художник в течение нескольких лет совершал длительные экспедиции по святым местам Древней Руси, изучая и зарисовывая памятники архитектуры и живописи. С этой целью посещал он и Владимирскую губернию, используя в качестве путеводителя «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», чтобы в своих иконографических схемах, в манере письма, в цветовой разработке передать строгое и точное соответствие канону. В начале ХХ века большинство икон в храмах были не расчищены, находились под толстым слоем потемневшей олифы, а золото, как правило, сохраняло свой блеск. Также было и в старинной Чудской церкви.

   

     Этот тональный контраст полностью повторен Рерихом в Пермском иконостасе, который он выполнил по заказу Каменских. Иконы написаны им специально под старину – тёмными, оттенками коричневого, зелёного и красноватых тонов, в очень сдержанной цветовой гамме, а басма была призвана имитировать золотые оклады более ранних икон. Благодаря Пермскому иконостасу мы можем представить себе, как выглядело внутренне убранство утраченного чудского храма.

 

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 2 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте