Великие снега Чуди 2011

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 


 22 марта 2017 года – 45 лет со дня смерти знаменитого уроженца Чуди – легендарного капитана-испытателя водного транспорта на речном флоте, капитана-наставника Волжского объединенного речного пароходства Фёдора Алексеевича Павлычева (1924 –1972). 



  Речному транспорту он отдал всю свою жизнь.  С малых лет он с отцом ходил на баркасе по Оке, матросом работал на Волге, прошел всю  Отечественную Войну в Волжской флотилии, преодолел послевоенные трудности...  

  Став Капитаном-Испытателем, а в последствии Капитаном-Наставником, он был инициатором внедрения инновационных речных технологий. Именно он осваивал метод толкания барж, испытывал составы судов и толкачей в условиях Верхней Волги. Именно он начинал перевозки грузов на площадках катамаранах ...

 

 

 Метод толкания он осваивал совместно с заслуженным рационализатором РСФСР Леонидом Васильевичем Пушкарёвым (1926 – 1995), именем которого назван ГИИВТ.  Именно их тандем впервые освоил метод толкания составов на Волге.

 Пушкарёв был уважаемым теоретиком, в основном работавшим в кабинетах, а Федор Павлычев – практиком, который «ломал составы с баржами о берега».  Только рискуя и отрабатывая идею сцепок толкачей с баржами на практике, можно было ,на основе чертежей теоретиков, поправить их решения, что бы безопасно эксплуатировать транспорт.

 
 Опыт капитана Фёдора Павлычева, испытывавшего катамаран «Братья Игнатовы», первый толкач на Волге "Зеленодольск", высоко ценился на практике, а о его смелости ходили легенды.

 

Он часто рисковал, но выходил победителем из сложный ситуаций.

 

Вызывала уважение и его биография, как человека осуществившего свою мечту – стать капитаном.

 О нём часто писали в газетах, да и сам он публиковал в средствах массовой информации свои материалы, включая критику продукции завода «Красное Сормово». И к нему прислушивались!

  

  Родился Фёдор Павлычев в селе Чудь, на высоком берегу реки Оки, в семье потомственных речников-водников. Сохранилась только одна фотография раннего детства Федора.

 

  Как вспоминает его Сестра Галина, он был талантливым во всем: лихо играл на гармони, плясал так, что без сапог домой возвращался, знал все, что касается речного флота и особенно удивляла его способность налаживать отношения с людьми.

Отец - Алексей Фёдорович был шкипером, а дед Фёдор Филиппович – матросом на пароходе. Так что это третье поколение речников и не последнее как оказалось ...

 Отец по-праву гордился своим сыном-капитаном!  С самого детства маленький Фёдор плавал с отцом на барже, перенимая у него секреты и хитрости будущей профессии. Его талант стал проявляться с юных лет. Например, он мог определить название парохода по одному лишь его гудку или запомнить всю лоцию с мелями и перекатами от Москвы до Нижнего Новгорода. Срабатывала и интуиция, и практика плавания вместе с отцом на баркасе.

Окончив школу, в 16 лет он пришёл на Волжский флот и стал работать матросом баржи № 1634. 

 

Было это в 1940 году, а в 41-м Фёдор Павлычев вступил в ряды красноармейцев.

Воевал он в Волжской Военной флотилии, участвовал в Сталинградской битве.

 Был отмечен многочисленными наградами.




Окончил войну в офицерском звании.



 После войны, учась и работая матросом, затем приемосдатчиком, Фёдор Павлычев твёрдо  решил стать капитаном.

 

 Вечерами он учился на курсах судоводителей в Горьковском Речном Училище им. Кулибина, отлично сдал экзамен, и его назначали третьим штурманом парохода «Калинин».

 

 Но он упорно добивался более высокой квалификации, обучаясь судостроительному делу в Горьковском речном училище. И долгожданный день настал: Фёдор Алексеевич Павлычев стал капитаном парохода «Новосибирск»!




 Работая передовыми методами и, как тогда писали в газетах, «перенимая опыт Руслановцев» (!!!), судно капитана Павлычева перевыполняло навигационные планы и было признано одним из лучших судов Горьковского районного управления.

 

 

 Молодого капитана решили проверить на прочность: вверили ему пароход «Сибиряк», показатели которого не дотягивали до нужных показателей к августу 1948 года.

Но Фёдор Павлычев удивил управление пароходства. Добившись повышения знаний судовой команды и обучив её передовым методам судовождения, в следующем сезоне к навигационным показателям экипажа возглавляемого им судна уже не было никаких претензий.

 

 Но Фёдор Павлычев удивил управление пароходства. Добившись повышения знаний судовой команды и обучив её передовым методам судовождения, в следующем сезоне к навигационным показателям экипажа возглавляемого им судна уже не было никаких претензий. 
 На вопрос руководства, как же ему это удалось, Фёдор Алексеевич ответил, что всю зиму он сам учился в речном училище на отделении стажистов-штурманов и делился новыми знаниями со своими подчиненными. 



 Добившись уважения, ему доверили роль Капитана парохода "Дредноут".



Именно на "Дредноуте" он выполнял сложные задачи буксировки барж. Возможно, именно этот опыт стал отправной точкой в  совершенствовании технологии буксировки и толкания.
 


 В навигациях 1950 – 1951 годов капитан Фёдор Павлычев стал инициатором вождения судов методом толкания в условиях Верхней Волги.  




 В дальнейшем, став капитаном теплохода «Овруч», в навигацию 1964 года под руководством Павлычева на этот теплоход было внедрено предложение кафедр организации перевозок, архитектуры корабля и теории корабля об эффективности использования толкаемой приставки в счале с грузовым теплоходом. 




 Вот как писала об этом газета Ленинградского института водного транспорта «Советский водник» в 1965 году: «Техническое управление МРФ поддержало предложение кафедр и в кратчайшие сроки обеспечило Городецкий завод технической документацией по оборудованию грузового теплохода 2000 тонн для работы с толкаемой приставкой 1800 тонн.

 

 Экипаж «Овруча», возглавляемый опытным капитаном Фёдором Алексеевичем Павлычевым, обеспечил надежную и высокоэффективную работу нового состава по сравнению с работой теплохода без приставки и добился повышения производительности труда на 41 процент при снижении себестоимости перевозок на 17 процентов. 


 
 Проведенная учеными, конструкторами и производственниками работа дает возможность использовать новые резервы повышения рентабельности речного транспорта. Наряду с толкаемыми составами толкаемые приставки несомненно получат большой размах при перевозке массовых грузов. Министерство приняло решение в зимний судоремонт переоборудовать до 50 грузовых теплоходов для работы с толкаемыми приставками. Это первый шаг на пути широкого внедрения толкаемых приставок». 




В этот период советские экономисты чётко понимали, что производительность труда является основой роста экономики, но, к сожалению, не отдельно взятого человека. Фёдор Павлычев считал важным систематизировать наработанный опыт и поделиться с ним как с научными сотрудниками передовых институтов в стране, так и с их студентами.



 Так, в январе 1965 года он поехал в Ленинград, чтобы прочесть лекции в Институте водного транспорта о том, как экипаж теплохода «Овруч» всю навигацию 1964 года работал с толкаемой приставкой и проиллюстрировать схемы и таблицы, доказывающие прогрессивность этого технического новшества.



 На первой полосе газеты «Советский водник» была размещена статья с портретом Ф.А.Павлычева. Будучи капитаном теплохода «Саратов», Фёдор Павлычев совместно с механиком В.Патеевым написали специальную статью «Совмещение профессий» для газеты «Водный транспорт», в которой подробно описали ещё один передовой метод работы – совмещение профессий.

Вообще, тяга к инновациям и техническим улучшениям была заложена у Фёдора Павлычева внутри, как понимание пути развития. 

  Рассказывает капитан Фёдор Павлычев: «18 июня вышел в плавание теплоход «Саратов». Приняв его, наш коллектив решил работать по совмещенным профессиям. Штат укомплектован из 13 человек: капитан – второй помощник механика, первый штурман – первый помощник механика, механик – второй штурман, третий штурман – моторист, третий помощник механика – рулевой, два моториста-рулевых, три моториста-матроса, помощник механика по электрохозяйству – радист, боцман и кок.

  
 Организовали три вахты. Первая (с 12 до 14 и с 22 до 4 часов) – капитан – второй помощник механика, третий помощник механика – рулевой и моторист – рулевой; вторая (с 4 до 8 и с 18 до 22 часов) – первый штурман – первый помощник механика, моторист – рулевой и моторист – матрос. Мотористы-рулевые и мотористы-матросы вахту несут поочередно, т.е. день в машинном отделении, день в ходовой рубке.

  
 Организация труда регламентируется Уставом службы на судах. Механизмы и другие объекты распределены за членами экипажа. Как же проходит на судне освоение вторых профессий? Мы организовали две группы: одну – по изучению палубной командой механизмов и другую, в которой машинная команда получает знания по судовождению. Учеба в основном проходит непосредственно на практической работе.

 

 Например, механик обучает капитана, первого штурмана и других членов экипажа. При разъяснении той или иной детали она разбирается и собирается. Такой метод обучения является более простым и позволяет лучше усваивать новые знания. Так, капитан совместно с третьим помощником механика полностью разобрал и собрал дизель-генератор. В свою очередь капитан обучает механика и других членов экипажа расхождению с судами в пути, спецлоции и правилам плавания. 



Конечно, эта практическая учеба должна быть подкреплена теоретической, которую следует проводить в межнавигационный период. Как мы организуем работы? Трюмы у нас распределены за отдельными членами экипажа, но когда приходится осуществлять их зачистку, мы это делаем всей командой. Профилактические работы в машинном отделении производим по вахтам.

 Наиболее ответственные работы по машинам выполняются обязательно в присутствии механика». В качестве аргументов в пользу метода «совмещения профессий» капитан Павлычев приводит показатели работы своего коллектива: «В июне мы выполнили план на 129 процентов, в июле – на 107 процентов, за 10 дней августа – 38 процентов месячного задания.

 Фонд зарплаты у нас составляет 11.433 рубля. К основному окладу начисляется еще 50 процентов 50 процентов оклада совмещаемой профессии. Таким образом, моторист, например, получает свой оклад 463 рубля и доплату в размере 50 процентов оклада рулевого – 215 рублей, всего – 678 рублей в месяц. Если сравнивать затраты на содержание экипажа с обычными однотипными судами, то получается: мы расходуем на зарплату, включая и средства на питание, 13.318 рублей в месяц, а на теплоходах, где не совмещают профессии, со штатом 21 человек, – 18.230 рублей. Цифры убедительные – экономия около пяти тысяч рублей в месяц и вместе с тем, улучшение жизненного уровня нашего экипажа!».

 

 Совершенно очевидно, что он заботился о заработке и отдыхе своей команды.
Надо отметить, что в те годы повысить заработную плату было практически невозможно – социалистическая уравниловка была общим правилом. Фёдор Алексеевич нашёл путь, как это сделать и согласовать с руководством флота, за что его уважали на флоте. Может именно это и была в то время Революция на Советском Речном флоте!  



Вдумчиво вникая в процесс, элегантный Фёдор Алексеевич Павлычев не упустил возможности опубликовать и ряд замечаний:
 1. В связи с переходом на новую организацию работы необходимо пересмотреть Устав службы на судах или же выработать новый для судов, где осуществляется совмещение профессий.
 2. Мы составили свои расписания тревог с учетом сокращений штатов, но нужно типовое расписание.
 3. Представляется целесообразным на судах, работающих по совмещенным профессиям, закрепить штат на круглогодовой период и ремонт их производить силами экипажей. 



 Дистанционному управлению судна Павлычев уделяет особое внимание и использует прессу, чтобы донести до завода «Красное Сормово» информацию о конструктивных недостатках его продукции с просьбой улучшить качество. Вот его обращение к заводу через газету «Советский водник»: «В процессе эксплуатации управления у одного мотора сломалась муфта. Причиной явилась плохая обработка этой детали. Дважды выходил из строя электромотор подачи топлива, потому что мощность его оказалась недостаточной. Тахометры в ночное время не освещаются, и на маневрах приходится включать свет, что усложняет управление теплоходом».

   
 
 Выступал Фёдор Алексеевич и на коммунистическом съезде в Москве, но в результате на несколько лет его разжаловали из капитанов, и он работал старшим штурманом на пассажире "ТРЕНЕВ".
 
  

 Возможно на съезде наложились два фактора - имидж капитана-правдоруба и вечерняя встреча с родственниками в Москве (Назаровы Серей Васильевич и Антонина Александровна на фото внизу).
 
 
 
 После чего он вышел на трибуну не в лучшей форме ...  Возможно оппоненты воспользовались этим, хотя Советская партия и правительство не раз отмечали его деятельность высокими наградами.

 

  В то время возможность увидеться и поговорить по-душам и родственные отношения ценились превыше всего. Часто собирались на праздники все вместе, пели песни под гармонь и гуляли. Эх! Какие были отношения между людьми!

 

  Последние годы своей жизни Фёдор Алексеевич Павлычев был капитаном-наставником Волжского речного пароходства.

 Еще очень важное обстоятельство - если бы не любовь Федора Павлычева к технике и всему новому и прогрессивному, то мы не увидели этих фотографий....

 

  С ним всегда был его любимый фотоаппарат Зоркий 6. Эту любовь к прогрессу и всему новому, которое дает возможности и облегчает жизнь, он успел передать его внуку Руслану. За что дедусе (а именно так его называли мы) огромное ему спасибо!

  

 Я плохо помню свое ранее детство, но любовь и забота Федора, запах реки, шум дизеля и речные просторы, навсегда поселились в моей душе, что наверное изменило мою жизнь.

 

 Федор навсегда привил любовь к реке и своей дочери Альбине, которая часто вспоминает время проведенное с отцом на параходах.

 

 

 Если бы сейчас Федор Алексеевич имел возможность спросить: "А как там Волжский Речной Флот? Как работают суда, которые мы с такими усилиями испытывали и доводили до совершенства? Наверное еще повысилась эффективность перевозок и Волга гордится новыми технологиями? Наверняка еще больше поднялись зарплаты речников!"




  ... Что ему ответить? Я готов провалился под воду, не зная как ему сказать, что за два дня путешествия по Оке мы не встретили ни одного парохода?

  Как сообщить ему, что все его пароходы распилены и сданы на металлолом и новые так и не построены?
 Как промолчать про то, что красавцы метеоры и ракеты больше не ходят по реке, потому что алюминий принимают на цветмет?  

  Как показать ему набережную и речной вокзал, которые были закрыты для пассажиров синим забором уже больше 10 лет, а о том, что в речном порту на Стрелке порезали все краны лучше даже не вспоминать ....  Стоит ли скрывать от него упавшие зарплаты речников и отсутствие работы? Одно могу сказать ему, что в селе Чудь, так называемые дороги , не ухудшились за эти 50 лет ... 

Возможно, кто-то из его учеников или свидетелей его смелых решений откликнется на эту публикацию и поделится своими сведениями о нём.

 Многих людей уже взволновал этот материал и конечно появились вопросы к белым пятнам в биографии Федора Павлычева. Поэтому для нас будут ценны воспоминания его флотских друзей и товарищей. Присылайте их по адресу на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Умер Фёдор Павлычев после тяжелой продолжительной болезни на 49-м году жизни 22 марта 1972 года.



 Он похоронен на кладбище «Марьина роща» в Нижнем Новгороде. 
Все фотографии взяты из личного архива Павлычева Федора Алексеевича, который теперь заботливо хранится у его дочери.

Материал подготовлен Русланом Филатовым

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 84 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте