Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

 По данным Нижегородских археологов, Древние люди в Чудских краях стали селиться в период 2,5 - 3 тыс лет до нашей эры. Вероятно они пришли с севера и были родственниками Чудско Угрских племен. 
 

 В народной памяти сохранялись сведения о «чудском прошлом» остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабжённые прилагательным «чудской», например, урочище, где прежде стояла крепость могли называть «Чудской городок». Именно такого рода указания и служат подсказкой археологам.


  Интересный факт, что в полутора километрах от современной Чуди есть "Селище Чудское", находящееся на краю надлуговой терассы правого берега р. Оки, которое неплохо сохранилось и сейчас. Предположительно это и есть "Премиловский могильник", обнаруженный в начале 20 века.


 Как это выглядело? Может быть художник Рэрих в своей картине 1913 года "Чудь под землю ушла"  весьма точно изобразил ситуацию:


 
 
  Странно, но почти ничего не изменилось.

 В соответствии с археологическими данными в могильнике были захоронены не Славяне, а Мурома.

  Название «Мурома» скорее всего переводится как «возвышенное место у воды», что вполне соответствует местоположению.

 
Таким образом, до XII столетия на правом берегу Оки проживала сначало Мурома, а позднее сюда пришли Славяне.  Правый берег реки Оки был заселен русскими колонистами примерно в XII веке - первой половине XIII века.

  С Чудью связано много историй и легенд,  которые с большим трудом дошли до наших дней.
 К этому месту безусловно были причастны много интересных людей, сыгравших важную роль в истории России.
 
  В начале XIII века Муромом правил князь Давид Юрьевич, более известный потомкам под именем Петр, с супругой Февронией. Да, это именно те, всем известные Петр и Феврония, которые сейчас считаются покровителями семьи и брака в России.  Но каким образом они связаны с селом Чудь?


 

  Муромский краевед Виктор Ершов в газете «Новая провинция» делает весьма интересное для нас дополнение к всем хорошо известной, но спорной легенде о Петре и Февронии:

 
 "Когда бояре муромские взбунтовались и стали требовать от князя Давида, чтобы он изгнал свою любимую супругу Февронию, князь решил вместе с женой покинуть город.
 
 Вышли они за муромские стены и отправились к берегу Оки. Там сели на лодью и поплыли вниз по течению. Княгиня любовалась окскими берегами: особенно мило её взгляду было небольшое сельцо Юрьево, стоявшее на высоком берегу. С тех пор село стали назвать Чудью." 

 Итак, уже в начале XIII века здесь было село, хоть и с другим названием?  Но это лишь легенда.

  Чудь стоит на Премиловых (или Премиловских) горах. Само название, по мнению Е.Добрынкина, происходит из далеких языческих времен: здесь существовало капище языческого бога "Перемила", имя которого «живет только в устах народа». Вероятнее всего что Чудь названа от названия финско-угрского племени, а не от Чудесно-Милых взглядов Февроньи.
 
 Языческие ритуалы живы и по сей день в Чуди. Сами того не зная, современные жители Чуди любят жечь костры на горе. Какие силы и духи их туда влекут?

 Существует огромная вероятность, что это происходит именно на месте древного капища, которое было расположенно на Чудской горе с народным названием "Квадрат".
 
Обычно церкви всегда строят напротив капищь неслучайно - места уже намоленные предками и имеют повышенную энергетику. Что еще раз подтверждает предположение, что это именно капище.

 До начала XVII века все вседения о Чуди граничат со сказкой. Первое зафиксированное в документах упоминание о Чуди относится к 1620-м годам. Тогда была проведена одна из первых всеобщих переписей населения. Благодаря ей нам известны имена людей, живших так давно….. Чем они занимались…..  
В те года Чудь принадлежала
помещику Лихареву.

 Мировым посредником в этих краях был надворный советник Дмитрий Петрович Засецкий, которого 27 февраля 1865 года утвердили в должности Муромского уездного предводителя дворянства.

  Его имения были в селах: Мещеры, Чудь, Клин и других местах уезда. К четвертому участку второго стана относились села Казаково, деревня Рылово, Звягино и другие. Мировым посредником этого участка был одно время по совместительству Фёдор Мазараки.

  К середине XVIII века в селе Чудь обосновался новый владелец комиссар дворцовой канцелярии Роман Стефанович Каменский. Дворцовая канцелярия заведывала доходами с дворцовых волостей и заготовками разных запасов для императорского двора, а комиссар по должности был вторым человеком в данной канцелярии.

   В 1780-х годах у жителей Чуди появился новый промысел: добыча алебастра. Этот новый промысел не мешал другим, более превычным занятиям, так как занимались им только в зимнее время. В другое время добывать алебастр было бы не возможно, так как не скрепленная льдом земля обрушалась бы.

  С течением времени объемы добычи и число привлеченных лиц только увеличивалось. Продажа добытого материала производилась на месте.  
Главными покупателями были коломенские купцы.

 Интересным был обряд продажи: приезжал приказщик покупателя и сговаривался о цене с промышленниками. После этого подгонялись барки, на которые и предстояло рабочим погрузить алебастр. Перед началом погрузки рабочие получали с хозяина задаток и начинали пировать или, как они говорили: «спивать с хозяина магарыч».   Продажа всегда осуществлялась только на чистые деньги. 
 
  Возможно в центре села на месте существующих болот и была эта разработка Алебастра.
 Судя по правильным формам и невероятной глубине это дело рук человечьих.

 
  В середине XIX века просторами Чуди с другой стороны Оки любовался известный писатель Николай Алексеевич Некрасов. Напротив Чуди есть село Алешунино, где было имение писателя.
Туда он приезжал трижды в 1853, 1860 и 1861 годах. Наиболее памятной была поездка 1853 года.
 
 
 Тогда была большая вода – половодье, Некрасов был впечатлен. Позднее, творчески переработав эти впечатления, Некрасов написал стихотворение о «Дедушке Мазае и зайцах». Возможно что такой дед на самом деле существовал, а историйя про разлив Оки весной и спасения зайцев с оставшихся грив совершенно реальна.  Вот каким образом Чудские пейзажи стали прототипом для написания одного из самых известных произведений автора.


В период «Великих реформ» Александра II в селе Чудь было владение надворного советника Дмитрия Петровича Засецкого (1836-1881гг.).

  
 В период 1863-66 годы был избран предводителем дворянства всего Муромского уезда Владимирской губернии. Засецкий получил образование в Царскосельском лицее (как некогда А.С. Пушкин).
  Будучи почетным жителем Мурома, частенько бывал в своих имениях. Умер в Санкт-Петербурге и был похоронен на Митрофаниевском православном кладбище.


 Есть в истории скандал. Связанный с Засецким и Голициным. От Засецкого к Голицину ушла жена и т.д., но происходило все на территории Мурома.
 Князь Голицын сдружился со своим соседом – помещиком Дмитрием Засецким. К тому же Голицын отчаянно, горячо и крепко, с первого взгляда влюбился в жену Засецкого. Мария Захаровна, некогда верная жена и любящая мать, к негодованию родных и друзей не только ответила взаимностью, но и, бросив мужа и детей,  уехала со Львом Сергеевичем в Европу.
 В то время центром владения Голицыных была деревня Акулово. Согласно преданию, Михаилу Голицыну ее подарил Петр I. Царь и князь  плыли по Оке в Азовский поход. Голицын воскликнул: «Природа-то какая! Красота!» На что царь ответил: «Так владей!».

 Но перейдем к новой истории которую могут помнить внутри Чудских семей.

 Приблизительно в то же время, в семье Хапковых родился мальчик Илья (предположительно в 1857 году).   К тому времени как он повзрослел в силу вступил новый закон о «Всеобщей воинской повинности», да на грех ещё и война началась.
 
 Он стал одним из участников русско-турецкой войны 1877-78 годов. В одном из сражений он был тяжело ранен, в итоге потерял ногу.  Но это ранение круто изменило его судьбу.

 
 
 После сражения на солдатском круге обсуждали воины смелость товарищей: решили, что Илья Александрович в этом сражении, да и в других был смелее и отважнее других. Общим решением его представили к солдатскому «Георгиевскому кресту».
 Это была не простая награда: при ее получении у солдата увеличивалось на треть жалование, обладатель награды не мог быть подвергнут телесным наказаниям. Заслужить «Егория» можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою.



 Не имея возможности продолжать службу, Илья Александрович вернулся в родную Чудь.
 Около 1896 года он умер, у него осталась вдова, которая продолжала получать жалование мужа (на это право ей дал опять таки Георгиевский крест мужа).


  В 1917-1918 годах история России коренным образом перевернулась. Изменилась жизнь и Чуди.
 Особенно трагичным стали 1930-е годы: тогда была закрыт для служения храм. Предворительно все ценности были оттуда вывезены. В 1936-37 годах сняли даже кровлю, так как потребовалось крыть школьную крышу. Все это было сделано с разрешения Липова Дмитрия Сергеевича председателя сельского совета села Монаково.


 В эти же страшные годы  биографии выходцев села Чудь в полной мере проиллюстрировали историю всего государства и народа:  например, 6 августа 1892 года в большой Чудской семье появился на свет мальчик, которого назвали Петром. Не просто было мальчишки из небольшого села вырваться, но преодолев все препятствия он учился в школе, а потом получил высшее образование.

Через некоторое время начал работать в Верхне-Волжском речном пароходстве, к 1936 году занял должность заместителя начальника пароходства. Получи квартиру № 15 в построенном в 1934 году доме на Верхне-Волжской набережной (дом №9).

 
В новом доме он жил не долго. 25 декабря 1936 года в дверь раздался стук. За ним пришли. Сначала допрашивали в Горьком, потом отправили по этапу в Москву. Именно там 10 августа 1937 года военная коллегия Верховного суда, завершив допросы, вынесла приговор: виновен в контрреволюционной организационной деятельности и совершении терактов, наказание: высшая мера.
 
В те времена не было принято оттягивать приведение в исполнение приговора. Петр Яковлевич был расстрелян в тот же день. Похоронен на Донском кладбище к общей могиле № 1. В июле 1957 года был реабилиторован.

Титульный лист списка лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного суда СССР (подписи Сталина и Молотова). Имя Кувшинова Петра Яковлевича на л.11. (АП РФ. Оп.24. Д.410. Л.11).

 Но это лишь предположения и догадки. Если есть у кого то факты и дополнительная информация , рады будем поправить или разместить на сайте. Емайл для отсылки информации Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте