Чудь

                                     Древнейшая Чудская стоянка

     Может ли современный человек узнать о том, что представляла собой «древнерусская» культура в древнейшие времена? Была ли вообще тогда культура, а, может быть, их было несколько?
     В поисках ответов на эти вопросы мы и решили обратиться к памятнику археологии, который известен довольно узкому кругу специалистов под название «Чудская стоянка» и датируется II тысячелетия до Рождества Христова.
     Чтобы увидеть древнейшие чудские артефакты, мало знать, где именно в окрестностях Чуди находится этот памятник. Дело в том, что учёные, открывшие его в 1959 году, передали находки на хранение в фонд
«Археология» Государственного историко-архитектурного музея-заповедника в городе Горьком (теперь – Нижний Новгород). Именно там в те годы работала Е.А.Безухова-Халикова, под руководством
которой в Чуди была проведена разведка Вторым отрядом Горьковской археологической экспедиции.
     Сейчас материалы этой экспедиции находятся в специальном хранилище в Городце. По нашей просьбе их специально привезли на некоторое время в Нижний Новгород. Оказывается, до этого момента никто никогда не фотографировал эти артефакты, даже археологи в 1959 году сделали только их опись! И нам повезло сделать это первыми!

     
 
   Эти кремневые сколы (2 штуки, по бокам) и скребок на отщепе кремня с частью желвачной корки (в центре) – так называемые «орудия древнего человека» – нагляднее всего говорят о том беззащитном периоде в истории человечества, когда люди опасались крупных водных артерий (таких как Ока и Волга) и селились у небольших рек.
 Стоянка древнего человека в Чуди тоже находилась не у Оки, а у небольшой речки Кутры. Именно там её открыли учёные, найдя в полутора километрах к северо-востоку от села Чудь 13 аутентичных артефактов. Самыми ценными из них считают фрагменты стенок пористой лепной керамики без орнаментации с растительной примесью в тесте.

     

     Ведь именно по керамике можно определить, какая в древней Чуди была культура.
     Сама Безухова-Халикова, открывшая этот памятник археологии, очень осторожно высказывалась о датировке стоянки и ее культурной принадлежности. В качестве предположения она отнесла его к эпохе бронзы.
     Однако в подъемном материале оказались мелкие фрагменты стенок
лепного сосуда с ямочной орнаментацией, с примесью шамота и песка
в глиняном тесте. Такая глубокая коническая ямка говорила о более древней датировке чудской стоянки.

     

     В 1978 году они были изучены московским ученым Л.В.Кольцовым, посетившим Чудь в ходе специальной экспедиции. Материалы Безуховой он отнес к чирковско-сейминской культуре конца II – начала I тысячелетия до Рождества Христова.
 Сложение этой культуры археологи предположительно рассматривают как результат взаимодействия и скрещивания местного древнефинского населения и пришлых представителей балановской культуры в пределах второй половины II тысячелетия до нашей эры.
     Интересно, что в хрестоматийном справочнике «Памятники истории и культуры Горьковской области», вышедшем в Волго-Вятском книжном издательстве в 1980 году, автор раздела «Археология» В.Ф.Черников определяет более раннюю принадлежность этой коллекции, отнеся ее к волосовской культуре (начало II тысячелетия до Рождества Христова).
 Происхождение волосовских племен археологи связывают с Прикамьем и Приуральем, а их деятельность с охотой и рыболовством, мотыжным земледелием и скотоводством. Важно отметить, что эта культура получила свое название по стоянке, раскопанной в XIX веке недалеко от 
Чуди – у деревни Волосово Навашинского района.
     Еще в 1875 году жители этой деревни обнаружили диковинные камешки – острые, напоминающие узкий древесный листок и кем-то старательно обработанные. Архивные документы говорят о том, что молодая крестьянка Андреянова набрала пудовый мешок таких камней и решила продать их в Муроме.
  Слух о необычном товаре сразу же дошел до полиции, и женщину арестовали.
 Однако ей удалось избежать наказания: в дело вмешалась графиня Прасковья Cергеевна Уварова (1840 – 1924) – владелица земель в Муромском уезде и жена председателя Московского Археологического общества Алексея Сергеевича Уварова (1825 – 1884), оперативно организовавшего в этих краях профессиональные

раскопки.
 Вот так и началась история Волосовской стоянки – знаменитого памятника развитого неолита, давшего название «волосовской культуре»!

     Волосовская культура, к которой, по мнению Черникова, принадлежит и Чудская стоянка, сложилась в конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры на основе взаимодействия ранненеолитических культур – верхневолжской и балахнинской.
  Главная характеристика волосовской культуры – древняя ямочно-зубчатая (ямочно-гребенчатая) керамика, которая транслируется со времен раннего неолита от балахнинских племен.

     Именно к ней и относится один из ключевых артефактов чудской стоянки с глубокой конической ямкой.

     
     
 О чем думал древний человек, украшавший свою посуду узорами из таких ямок?
 Может быть, так он хотел рассказать о местности, на которой проживало его племя? Ведь в эпоху неолита люди жили в землянках – своеобразных круглых больших «ямах» (до 10 метров диаметром). Глубина такой землянки достигала двух метров. В жилище вел длинный коридорообразный вход, кое-где прослеживались земляные нары вдоль стен.

    

     А, может быть, древний человек думал о красоте? И поэтому выдавливал  заостренными палочками на стенках сосудов чудские ямки, чтобы с обратной стороны получились своеобразные жемчужины? Может быть, именно так можно было передать последующим поколениям свою культуру и идентичность? Современные археологи положительно отвечают на эти вопросы. Ведь именно по керамике и по технологическим приемам её украшения и можно определить ту или иную группу населения (тогда этноса еще не было), которая жила на определенной территории, имела свое хозяйство и особые обряды.

     Все это называется археологической культурой, которую каждое племенное объединение учитывало в своей системе орнаментации керамики, считая, что нанося на поверхность такую ямку оно создает мощный символ защиты: охраняет пищу от порчи и оберегает от сглаза (ямка = глаз). Причем, узоры, говорящие о принадлежности людей к данному сообществу, были не только на посуде древнего человека. Их наносили на жилище и даже на тела людей в виде татуировок, где ямка изображалась уже в виде плоского кружочка.
     Если присмотреться, то и сегодня можно увидеть ямки-обереги на старых домах: на карнизных и лобовых досках и наличниках, а кружочки даже на православных чудских иконах, чудом дошедших до наших дней.
   

Галина Филимонова, Руслан Филатов
Фото Галины Филимоновой

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 4 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте