Чудь

Чудские Захаровы.

 
     У жены Александра Павловича Гришина – Анны Васильевны Гришиной (1896 – 1967) – были сестры Пелагея (Поля) и Елизавета. К сожалению родных, информация о них не вошла в материал под названием «Чудские Гришины». Но не потому, что про них нет ничего в архиве, а потому, что к Гришиным они не имеют ровным счетом никакого отношения! В девичестве они были Захаровы, а в замужестве: Пелагея Васильевна Тарабакина (1900 – 1986) и Елизавета Васильевна Гришакова (1910 – 1976).
     Родились они в семье крестьянина села Чуди Василия Трофимовича Захарова и его законной жены Пелагеи Константиновны Захаровой. Судя по Метрической книге села Чудь за 1900 год, стало понятно, почему Пелагею в семье называли Полей. Дело в том, что ее мать также звали Пелагеей, а священник проигнорировал это и дал ее дочери такое же имя. Видимо, Захаровы не заплатили священнику.

 В Метрике Пелагеи не указана даже фамилия отца! Написано, что у крестьянина села Чуди Василия Трофимовича и у его законной жены Пелагеи Константиновны 3 декабря 1900 года родилась дочь Пелагея, которую крестили 4 декабря:


     

     Захаровы осознали свою оплошность спустя несколько лет, когда в семье родилась еще одна девочка. Не заплати они священнику на этот раз, была бы у Захаровых третья Пелагея! Пришлось раскошелиться, но, видимо, священник ожидал от них большей щедрости, т.к. в имени Елизаветы, рожденной 27 сентября и крещенной 28 сентября 1910 года, священник Шиповский вместо буквы «З» ошибочно пишет «С»: «Елисавета».


     

     Восприемницей, т.е. крестной Елизаветы была ее сестра – Анна Васильевна Захарова, а крестным – брат Степан Васильевич Захаров.


    

     О жизни семьи Пелагеи (ее называли Палагеей, Полиной или Полей, чтобы не путать с матерью) нам рассказала ее дочь Валентина Сергеевна (в замужестве – Ворсонофьева): «Мама стала женой капитана Сергея Тарабакина. У них было четверо детей. Я-то четвертый ребенок в семье! У меня еще два брата: Виктор и Василий Тарабакины, а также сестра Шура (в замужестве – Николенко).


 

С 1948 года живу в Москве, но каждое лето приезжаю в Чудь.  В 1949 году здесь еще работала школа, но в 1953-м ее объединили с Монаковской школой. Отчетливо помню 1937 год, когда впервые попробовала кормовой сахар (мне его дал солдат, не известно по каким причинам оказавшийся в Чуди). Далее – военная оборона. Говорили, что в Чуди – стратегические запасы пресной воды, под горой, и их нужно охранять. Часть села называли Выселками, т.к. туда выселяли неугодных – на песчаную почву, как в наказание.

 Из исторических построек в Чуди помню водяную мельницу, кирпичный завод с печами для обжига  (строили родные примерно в 1900-м году), молельный дом у прудов (монахиней была дочка Олясова). Причем, в этом доме было не 5, а 7 окон. Мы по ним с детьми считать учились. В школе ни журналов, ни бумаги не было. Писали угольками на обрывках бумаги и дощечках, а тут целое наглядное пособие – 7 окон!

 Предки мои помогали чудской храм строить, а строил его Прохоров, который владел пароходством в Нижнем. Прохоров еще всем женщинам и девушкам платки ситцевые выдавал, чтобы голову при входе в храм прикрыть. Отец-то начинал работать матросом в этом пароходстве, а потом в нашей семье и собственный пароход появился! Да и дом у нас был с крышей, а у многих – соломой крыт. Вообще, в нашей семье 3 капитана, лоцманы в роду, в общем, настоящая семья речников-водников.

 Из старожилов села, может быть, что-то вспомнят Гунины, Галина Сорокина, Мольков. Ведь до сих пор вспоминают легенду, что бывший помещик то ли Смирнов, то ли Розенмейер после отмены крепостного права, продав крестьянам землю и усадьбу, сам остался в Чуди и зарабатывал тем, что плел лапти. А ведь когда-то им – помещикам – принадлежали земли не только на этой стороне Оки, но и на другом берегу. Эти так называемые «Чудские луга», особо ценились и в советское время. Во время сенокоса там работали 4 бригады. На острове выращивали капусту и огурцы, которыми торговали в Муроме.

 В те годы каждая семья должна была сдавать по 3 литра молока ежедневно и еще платить налог, т.е. забирали в буквальном смысле всё, а взамен ставили «палочки» (трудодни). Чтобы не лишиться последнего поросенка, когда описывали имущество, подкладывали порося в постель к спящим членам семьи. Так и спасались».

 Наверняка есть еще люди, которые помнят важные и интересные моменты истории жизни Чудского Общества. С радостью готовы их опубликовать. 

Пишите по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Филатов Руслан.
Материал подготовлен при содействии Галины Филимоновой, за что ей большое спасибо.

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте