Чудь

Чудская легенда «Берестяной нос» 

     Особым защитным качеством чудь наделяла бересту, считая, что она способна отпугнуть злых духов и стать настоящим оберегом. С ней связана Чудская легенда «Берестяной нос», в которой рассказывается, откуда пошло такое поверье.

     «Как-то вечером сказал старик своей старухе:

     – Насуши сухарей. Давно не охотился, завтра с утра в лес пойду.

     Старуха заворчала:

     – Давно не охотился, так и ходить незачем. Хочешь, чтобы менквы, лесные духи, тебя там съели?

     Старик отвечает:

     – Менквы не менквы, всё равно пойду.

     И лёг спать.

     Утром встал, спрашивает:

     – Насушила сухарей?

     – Не насушила, – отвечает старуха. – Не пойдёшь ты в лес!

     – Пойду!

     Так полдня и проспорили.

     Солнце уже на другую половину неба клониться начало, когда старик из дому вышел. До его лесной избушки, где он смолоду, охотясь, бывало, по неделям жил, далеко идти. Солнце село, смеркается, совсем стемнело, а он до своей избушки ещё не добрался. Шагает, думает: «А ведь верно старуха говорила – съедят меня менквы*! Лучше бы не ходил».

     Такой страх его пробирает, что ноги трясутся. Однако идёт. В избушке, думает, не так страшно. Теперь уже близко.

     Вдруг смотрит, сквозь деревья огонёк мерцает. Подошёл поближе – это в его избушке окошко светится.

     «Значит, – думает старик, – какой-то охотник раньше меня забрёл. Вот хорошо, вдвоем переночуем».

     Но всё-таки сразу входить не стал, сначала в окошко заглянул. Видит, сидят у очага два огромных менква с голыми волосатыми руками, с голыми волосатыми ногами. Один обдирает шкуру с красного зверя, другой обдирает шкуру с чёрного зверя. Шарахнулся старик от окошка, наступил на берёзовый сук. Крак! Сук сломался.

     – Кто там? – спрашивает первый менкв, а сам весь дрожит.

     Второй отвечает:

     – Не знаю, чего боимся. Разве есть на земле кто-нибудь сильнее нас? Разве есть на земле кто-нибудь больше нас? – И тоже весь дрожит.

     Стари за окошком думает: «Кто кого больше боится – видно. А кто кого сейчас больше испугается – увидим!»

     Отодрал кусок бересты, свернул трубкой, к носу приставил. Длинный-предлинный нос у него сделался. Потом просунул голову старик в окошко и закричал:

     – А вот Берестяной Нос в гости пришел! У-гу-гу-у!

     Вскочили менквы, кинулись к выходу. Дверь из избушки вышибли, бежать бросились. Только топот ночному лесу слышится.

 

 

     Старик двери назад приладил. В избушку вошёл, спать лёг.

     Охотился – не охотился, а шкуру красного зверя, шкуру черного зверя домой принес.   Старухе отдал, сказал:

     – А ты говорила: не ходи!»

 

     * Согласно преданиям, менквы – первая и неудачная попытка высших сил создать людей из стволов лиственниц, т.к. после создания они убежали в лес, где и живут до сих пор.
 По другой версии, менквы – это духи умерших в лесу людей. Чем-то менквы похожи на людей, но у них густые брови, иногда – острая голова или многоголовость (от одной до семи голов), железное тело, длинные ногти. Они высокие и очень сильные, но глупые, их легко обмануть. При этом им практически невозможно нанести урон, есть только одно слабое место, однако где оно находится можно узнать только с помощью магии. Чаще их побеждают хитростью. Когда они умирают, из их органов возникают острова, холмы, реки. Изваяния менквов (обычно семь штук) часто ставили около святилищ, которые они якобы охраняли.

     Остроголовость этих идолов символизирует надетые шлемы. Изваяния заменяли каждые семь лет, так как считалось, что их сила постепенно падает. Впоследствии их изображения сильно упростились и превратились в частоколы и заборы, которые по-прежнему выполняют древнюю функцию оберега.

 

Рисунки Михаила Борисова 

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте