ЧудьВеликие следы Чудских Каменских.
Великие следы Чудских Каменских: Пермский иконостас В дореволюционном издании «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», опубликованном в 1897 году в губернском городе Владимире, есть отдельная глава, посвященная Чуди – «Чудскiй приходъ». В ней рассказывается, что «в 1750 году на средства бывшего тогда в селе Чуди помещика «дворцовой канцелярии комиссара» Романа Стефановича Каменского построена была новая деревянная церковь».
«Престол в ней один в честь Успения Пресвятой Богородицы. Утварью, ризнецей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы указывает на то, что Роман Каменский возвёл в Чуди не просто храм, а усыпальницу. С 1870 по 1890 годы он «по бедности прихода» был приписан к селу Монакову. Это говорит о том, что к этому времени храмоздатель не имел к культовому объекту никакого отношения, хотя в 1886 году храм был отремонтирован: снаружи его обшили новым тесом, а изнутри оштукатурили. Более того, среди владельцев Чуди, чьи фамилии фигурируют в архивных документах, Каменских нет уже с середины XVIII века.Возможно, что Роман Стефанович Каменский (или кто-то из его близких) скончался и был похоронен в Чуди, а его потомки отправились на поиски лучшей жизни в другие места. В те годы многие следовали примеру знаменитых заводчиков Демидовых, которые искали и находили руду на Урале и перемещались по Оке, далее – по Волге на Каму. Среди уральских заводчиков, приплывших с Оки, были и Каменские, продолжившие традицию строительства церквей-усыпальниц. Об одном из таких храмов можно узнать в Нижегородском государственном художественном музее, где до 17 декабря 2017 года экспонируется Пермский иконостас, созданный по проекту знаменитого художника Николая Константиновича Рериха.Этот иконостас был создан Рерихом в начале XX века для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов и меценатов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми. Николай Рерих создал эскизы тринадцати икон, однако в их росписи и убранстве принимал участие и московский художник Сергей Иванович Вашков (1879 – 1914), который «одел» все написанные Н.К. Рерихом иконы басмой, и ещё некоторые неизвестные художники-исполнители.Пермский иконостас одноярусный – как в ранних храмах Византии и Древней Руси, например в Софии Киевской. Иконостас включает тринадцать отдельных икон: «Предстоящие» (две иконы), «Архангелы» (две иконы) (икона «Архангел Гавриил» хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств), «Праздники», «Спас Нерукотворный», «Великомученицы» (две иконы), «Евангелисты» (две иконы), «Благовещение» (две иконы) и «Тайная вечеря». Последние семь икон помещены на Царских вратах с надвратной сенью и столбиками. В центре иконостаса расположены Царские врата с надвратной сенью, справа – образ Спаса Нерукотворного, слева - храмовая икона Казанской Божией Матери, созданная в конце XVIII - начале XIX века, на раме которой Рерихом написаны Богородичные Праздники, включая Успение Пресвятой Богородицы.Работая над Пермским иконостасом, знаменитый художник в течение нескольких лет совершал длительные экспедиции по святым местам Древней Руси, изучая и зарисовывая памятники архитектуры и живописи. С этой целью посещал он и Владимирскую губернию, используя в качестве путеводителя «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», чтобы в своих иконографических схемах, в манере письма, в цветовой разработке передать строгое и точное соответствие канону. В начале ХХ века большинство икон в храмах были не расчищены, находились под толстым слоем потемневшей олифы, а золото, как правило, сохраняло свой блеск. Также было и в старинной Чудской церкви. Этот тональный контраст полностью повторен Рерихом в Пермском иконостасе, который он выполнил по заказу Каменских. Иконы написаны им специально под старину – тёмными, оттенками коричневого, зелёного и красноватых тонов, в очень сдержанной цветовой гамме, а басма была призвана имитировать золотые оклады более ранних икон. Благодаря Пермскому иконостасу мы можем представить себе, как выглядело внутренне убранство утраченного чудского храма.
|
Навигация по сайту
Нет изображений
Узнай, кто в окне?
Сейчас на сайте:Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте |
© |