Чудь

 Оказывается, представители рода Аргамаковых, владевшие Чудью, имели прямое отношение к строительству одной из святынь России – Чудову монастырю. Находился он в Московском Кремле, в его восточной части – рядом с Малым Дворцом на Ивановской площади. Чудь и Чудов монастырь: неужели совпадения в самих названиях не случайны?

 В XVI и XVII веках Чудов монастырь называли Великой Лаврой. С давних времен он был в ведении митрополитов, а затем – Всероссийских патриархов. По указу императрицы Елизаветы Петровны – в 1744 году – в нём была учреждена кафедра московского архиерея, поэтому во всех дореволюционных изданиях и справочниках он именовался «кафедральным».



    В 1929 – 1932 годах большевики нанесли удар в сердце Российской Империи – снесли с лица земли Великую Лавру. Вместе с ней уничтожили и стоявший рядом Вознесенский монастырь (с захоронениями русских цариц).

Примерно в эти же годы происходит упадок и в селе Чудь. Прекращаются службы в храме, разрушается традиционный уклад и культура отношений сельчан. На месте Чудова и Вознесенского монастырей советская власть возвела административное здание – 14-й корпус Кремля, который был полностью демонтирован уже в наши дни – в апреле 2016 года. Теперь археологи утверждают, что кое-что от Чудова монастыря всё-таки уцелело: цоколи трапезной палаты и фундаменты Благовещенской церкви. Ведутся и разговоры о воссоздании обители как основы российской государственности, о чём в июле 2014 года публично заявил президент РФ В.В.Путин.

Опять параллельно происходят Чудеса и в селе: в 2016 проходит служба в разрушенной Троицкой церкви.


 Случилось это событие впервые за 79 лет!   



В чем же сейчас видят ценность утраченного Чудова монастыря? И 
почему его хотят восстановить в Московском Кремле?

    Вот лишь пять фактов, дающих понять, как в этом необычном месте «дышала» история.

    1. Чудов монастырь связан с главными российскими реформаторами: здесь крестили Петра I и здесь же родился Александр II.


    2. Эта обитель была местом заточения русских иepapxoв и других 
исторических деятелей. В 1600 – 1605 годах чернецом Чудова монастыря был Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу и вернувшийся «царём Дмитрием» с невестой Мнишек. Сокрушивший самозванца Василий Шуйский впоследствии был насильно пострижен в монахи. И прошло это тоже в Чудове монастыре. Именно здесь мученически погиб святой патриарх Гермоген и был низвергнут всесильный патриарх Никон. Именно сюда – на аудиенцию к царю – привели вернувшегося из ссылки А.С.Пушкина.


 

    3. С XVI века Чудов монастырь был центром духовно-научного просвещения в России. Здесь жили Максим Грек, архимандрит Павел, управлявший потом патриаршим всероссийским престолом, ученый иеромонах Евфимий и другие. При патриархе Филарете в монастыре было учреждено греко-латинское училище, называвшееся патриаршей школой. Многие иноки Чудова монастыря занимались переводом книг Священного Писания на славянский язык.

    4. Здесь хранились драгоценнейшие рукописи: «Новый Завет», переведенный с греческого языка и написанный собственноручно основателем монастыря – митрополитом Киевским и Всея Руси, святителем Алексием; «Слово об антихристе» папы римского – святого Ипполита (XII век); «Толкование на Псалтирь» епископа кипрского – святого Феодорита и другие.


    5. Чудов монастырь смог уцелеть в огне пожара 1812 года: именно здесь 
разместился Наполеоновский штаб и некоторые из его гвардейских полков (этот момент запечатлен на картине Василия Верещагина «Маршал Даву в Чудовом монастыре»). Присутствие здесь французов символизировало, что они взяли Москву и находятся в самом её центре. 




В продолжении этой темы 
интересно отметить, что архитектор Матвей Казаков, перестроивший при Екатерине II центр Москвы в палладианском стиле, очень боялся повредить древние постройки Чудова монастыря как «сердца» города. Поэтому и возвел здание Сената (Николаевского дворца) в Кремле в необычной форме – углом.



Чтобы понять суть этого места, нужно вернуться к дате основания Чудова монастыря – 1365 году – и его отцу-основателю – митрополиту Киевскому и Всея Руси, святителю Алексею (ок.1300 – 1378), выдающейся исторической личности. При малолетнем Московском Великом князе Дмитрии Ивановиче он был правителем государства, а затем – духовным наставником князя, подвижником церкви, соратником Сергия Радонежского, сторонником просвещения, опытным дипломатом и политиком.


    До основания монастыря здесь находился двор ордынского хана 
Джанибека, попросившего святителя Алексия о помощи в исцелении его жены Тайдулы от слепоты и беснования. В память о чуде, совершенном Алексием, хан подарил ему конюшню. На её месте Алексий и начал возводить монастырь с церковью во имя «Чуда св. Архистратига Михаила в Колосаех», а спустя год – в 1366 году – вокруг него начал строительство каменного Московского Кремля, обозначив тем самым центр государства, которым, по сути, сам и правил. Важно отметить, что свои мощи святитель Алексий завещал обители Чудова монастыря. Над его гробницей творились чудеса, она и была его главной реликвией.


    Строительство Чудова монастыря как одно из главных событий в жизни 
Алексия запечатлено на иконе Дионисия «Митрополит Алексий с житием».



Возможно, здесь же – на иконе – вместе с Алексием изображены и его сподвижники Аргамаковы, принимавшие участие в строительстве Чудова монастыря. Впоследствии Аргамаковы были награждены землями, получив в вотчину Чудь. К слову, во многих архивных документах село часто называется Чудовым, будто бы в память о том самом монастыре, построенным святителем Алексием при помощи Аргамаковых внутри стен Московского Кремля.

    В пользу этой версии говорит ещё один факт из биографии святителя Алексия, который всю свою жизнь оказывал содействие тому, чтобы «великое княжение владимирское» укрепилось окончательно за московскими князьями. В конце 50 – 60-х годов XIV века эта территория находилась под экспансией Литвы, и Алексию эта проблема была известна не понаслышке: в 1352 году он был посвящен в епископы во Владимире. Через некоторое время, по просьбе святителя Алексия, Владимир был утвержден в качестве местопребывания русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола. Несмотря на это, их резиденции располагались в Москве, но во Владимире и окрестностях  требовались проверенные люди, к числу которых принадлежали Аргамаковы.


Про Аргамакова и его роль в Российской истории мы уже писали ранее. 
Но то, что он не случайно получил в вотчину именно Чудь, стало понятно только сейчас, когда нам удалось установить факт его причастности к строительству Чудова монастыря. Возможно, что именно эта связь небольшого села Чудь с великой историей Чудова монастыря и заставляла  Аргамакова по-особому обустраивать эту легендарную местность на Перемиловых горах. Здесь он проводит первые в Муромском Заочье мелиоративные работы, прорывая канал в пойме реки Кутры в 1818 – 1820 года. Сюда же – в древний деревянный Чудской храм – Аргамаков заказывает у академика живописи Ступина грандиозный иконостас. Надеемся, что нам ещё доведется прикоснуться и к другим фактам, проливающим свет на Чудские тайны, удивительные связи и впечатляющие параллели локальной истории Чуди и её владельцев с событиями российского и мирового масштаба!

 

Галина Филимонова, Руслан Филатов

Главное меню

Навигация по сайту

Нет изображений

Узнай, кто в окне?

Сейчас на сайте:

Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте